Журнал
«Справочника музыкального руководителя», №11 Ноябрь 2016
Анастасия Урбанович, учитель-логопед
Количество детей с общим недоразвитием речи растёт. Учителя-логопеды используют разные методики коррекции речевых недостатков. Важную роль при этом играет интеграция логопедических и музыкальных занятий. Такой подход к решению проблемы помогает ребёнку стать уверенным и успешным.
От автора
С проблемой общего недоразвития речи у детей
знакома не только как педагог, но и как мама. Имея музыкальное
образование, обратила внимание на общность подходов в развитии
ребёнка на музыкальных и логопедических занятиях. Стараясь
максимально быстро и качественно решить речевые проблемы собственного
ребёнка, добавила к регулярным логопедическим занятиям музыкальные. Этот
комплексный подход к коррекционной работе позволил достичь хороших
результатов за короткий срок. Индивидуальный опыт лёг в основу
программы музыкальных занятия для детей с недоразвитием речи.
Одним из самых действенных методов обучения
детей с общим недоразвитием речи (далее — ОНР) является синтез логопедических и музыкальных занятий.
В этом случае музыкальное занятие в детском саду становится
логическим продолжением занятий учителя-логопеда, который определяет тему,
а музыкальный руководитель с помощью изобразительных средств
расширяет круг знаний и представлений ребёнка, отрабатывает определённые
компоненты речевой системы.
Традиционная программа музыкальных занятий
в детском саду включает в себя пение, музыкальную ритмику, слушание
музыки, игру на детских музыкальных инструментах.
Рассмотрим, как в процессе музыкального занятия может проходить коррекционная работа по устранению речевых недостатков.
У детей с ОНР развитие речи имеет ряд отличий от нормального онтогенеза:
— замедленный темп речевого развития;
— ограничение словарного запаса;
— выраженные нарушения слоговой структуры;
— сокращение количества слогов в слове;
— отсутствие грамматической связи между словами в предложении;
— дефекты произношения и звукового анализа;
— ошибки в словообразовании и словоизменении;
— в прямой речи возможны пропуск звеньев, действующих лиц, нарушение логики повествования.ния.
В процессе обучения к проблемам в устной речи добавляются трудности в освоении чтения и письма.
Кроме того, у большинства детей обнаруживаются легкие формы двигательных нарушений:
— плохая координация артикуляционных движений;
— недостаточная общая и мелкая моторика.
При ОНР в структуре дефекта, кроме несформированности речевой деятельности, отмечается незрелость и других психических функций:
— неустойчивость и неразвитость произвольного внимания;
— снижение зрительной и слуховой памяти;
— низкий уровень обобщения;
— недостаточная гибкость мышления;
— замедленный темп усвоения тех или иных закономерностей;
— недостаточность воображения;
— низкий уровень пространственного оперирования образами;
— быстрая истощаемость;
— инертность.
Пение имеет в жизни ребёнка огромное
значение. Петь одновременно и легко, и тяжело, ведь для этого
процесса важна координация слуха и голоса, а это дано от природы
не каждому. Но эту способность можно развить.
В процессе занятий пением у ребёнка:
Использовать на занятиях с детьми
с ОНР их способность или просто любовь к пению очень важно.
Некоторые специалисты на занятиях
с неговорящими детьми предлагают использовать песни в качестве
автоматизированного ряда как опоры для дальнейшей работы, ведь повторить
мелодию для таких детей проще, чем сказать слово.1
У ребёнка с нарушениями речи голос
имеет носовой оттенок, монотонность, интонационную невыразительность, нарушено
дыхание.
Дыхательная гимнастика, упражнения
на развитие артикуляции, которые обязательны на занятиях
по хору, помогают максимально развить и исправить существующие
проблемы.
В ходе занятий пением значительно
развивается фонематический слух. Развитие речи невозможно без развития
процессов узнавания, различения и распознавания неречевых сигналов,
а также речевой просодики — ритмико-мелодико-интонационной стороны
речи.
Дети, которые поют в хоре или
индивидуально, быстрее запоминают текст, точнее передают настроение
произведения, легче воспринимают на слух информацию. Это потом очень
хорошо видно при обучении чтению и письму в школе.
Практически у всех детей с ОНР
отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения
и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут
самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или,
наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи.
У одного «каша во рту», не успевает продумать предложение,
которое хочет сказать, подобрать необходимые слова, согласовать
их и правильно расставить. Другой тянет слова, предложения, речь
нечеткая, много пауз.
Таким детям необходимо помочь сначала отладить
собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела. В этом
должна помочь ритмика.
Двигаясь в заданном ритме и темпе,
выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом,
чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения.
Он способен почувствовать и передать в движении такие средства
музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.
Ребёнок придумывает и с помощью
движения выражает свои эмоции от услышанной музыки. Но он не просто
двигается в такт музыке, а ещё и проговаривает ритмический
рисунок.
Очень важным, особенно для логопедической работы, является единство на занятиях ритмики музыки, движения и слова.
Теплов
Б.М., психолог
У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность.
Способности всегда являются результатом развития, так как по своему существу есть понятие динамическое. Они существуют только в процессе воспитания и обучения.
Задатки и способности к разным видам деятельности
проявляются и развиваются не одновременно. Одними из первых
проявляются музыкальные задатки, которые можно использовать как основу для
коррекции недостатков в развитии ребёнка.
У дошкольников с нарушениями речи
недостаточно развито слуховое восприятие. Как отмечают многие исследователи,
дети с ОНР слушают музыку, но фактически её не слышат.
Также у них наблюдаются проблемы
с запоминанием произведений, фамилий композиторов.
Для решения этой проблемы можно, например,
объединять ряд музыкальных произведений общей темой (приложение). Можно
посвятить несколько занятий творчеству одного композитора, а через
некоторое время организовать музыкально-дидактическую игру «Узнай и назови
произведение» или «Кто написал эту музыку».
Повторение фамилии композитора, названия пьесы,
перечисление музыкальных инструментов, которые звучали, становится хорошей
речевой гимнастикой. Можно и нужно на музыкальных занятиях развивать
навыки связной речи. Одна из основных трудностей у детей
с ОНР — чётко и быстро сформулировать мысль.
Составление рассказа по заданной теме
вызывает большие сложности. После прослушивания музыкального произведения,
опираясь на наглядный материал, подготовленный педагогом, дети могут
придумать и рассказать историю, которую они услышали в данной музыке.
Педагог может попросить нарисовать, а потом рассказать, что они услышали.
Ребёнок учится в ходе таких занятий рассказывать и по памяти,
и по воображению. Может придумать свой волшебный мир, сказку, которая
ассоциируется с той или иной мелодией. Такая деятельность для него легка
и понятна, а то что нравится и не вызывает трудностей
в свершении, даёт максимальный результат.
Нужно сказать и о важности развития эмоциональной сферы ребёнка на занятиях по слушанию музыки. Интересны исследования американских учёных, которые во время прослушивания музыкальных произведений измеряли у слушателей медицинские показатели. Та музыка, которую испытуемые назвали страшной, действительно испугала их. Уровень давления, сердцебиение соответствовали стрессовым ситуациям для организма. Весёлая, спокойная мелодия понизила давление, привела сердцебиение в норму.2 Российские логопеды конкретизировали, подтверждая в своих работах, что именно использование музыки на занятиях по коррекции речи стало эмоциональным стимулятором для появления первых слов.3
Масару
Ибука, педагог
Музыкальные занятия имеют большое значение для интеллектуального и нравственного воспитания в целом.
Все дети обладают способностями, талантами, только
у кого-то эти способности развивали, а у кого-то нет.
На занятии при выборе музыкального
инструмента для ребёнка нужно учитывать его индивидуальные особенности.
Например, справиться с нарушением дыхания поможет игра на духовых
инструментах; с нарушениями речи — игра на ударных.
Для всех детей с ОНР будет полезно
музицирование на струнно-смычковых инструментах.
Установлена прямая взаимосвязь между развитием
речи и мелкой моторикой. Физиологами доказано, что развитие речи
начинается после того, как достаточно сформированы движения пальцами.В
процессе обучения ребёнок учится совершать правой и левой рукой разные
движения в разном темпе, руки приобретают подвижность, устраняется
мышечный зажим, активизируются пальцы. Тренируя руки, мы готовим почву для
совершенствования речи.
Музыкальное развитие в дошкольный период
оказывает ни с чем не сравнимое воздействие на общее
развитие ребёнка:
Используя музыку как педагогическое средство,
можно очень многому научить, ведь на занятиях естественным образом
формируется слух, чувство ритма, память, общая моторика и слуховое
внимание, развиваются пространственные представления, программирование
и контроль деятельности.
Естественно, что в ходе обучения происходит
и закономерное развитие всех психических процессов, потому что освоение
новых видов деятельности требует от ребёнка мобилизации всех внутренних
резервов: возможностей памяти, речи, внимания, двигательной функции.
Цели:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
воспитывать любовь к музыке.
Обрудование: портрет
П.И. Чайковского, мягкий мяч, запись музыкальных отрывков из произведений
П.И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, карточки с картинками
по теме урока, рисунки с изображениями разных эмоций.
Программа предполагает проведение 2 занятий
по 30 минут в первую неделю каждого месяца.
Месяц |
№ |
Тема |
Элементы основного
содержания занятий |
|
Музыка |
Стихи |
|||
Сентябрь |
1 |
«Ясным
утром сентября...» |
Чайковский
П.И. «Времена года. Август» («Жатва») |
Маршак
С.Я. «Август», «Сентябрь» |
2 |
«Кто
там спрятался в лесу?» |
Чайковский
П.И. «Времена года. Сентябрь» («Охота»). Песня «Кто там спрятался
в лесу» (муз. Львов-Компанеец Д., сл. Викторов В.) |
Головин
Е.В. «Собрались и полетели» |
|
Октябрь |
3 |
«Уж небо
осенью дышало...» |
Чайковский
П.И. «Времена года. Октябрь» («Осенняя песня») |
Пушкин
А.С. «Евгений Онегин» (IV глава) |
4 |
«Лес,
точно терем расписной...» |
Чайковский
П.И. «Детский альбом» («Вальс») |
Бунин
И.А. «Листопад». Берестов В.Д. «Октябрь» |
|
Ноябрь |
5 |
«Дело —
к зиме!» |
Чайковский
П.И. «Времена года. Октябрь» («На тройке») |
Мошковская
Э.Э. «Дело — к зиме» |
6 |
«Ласточки
пропали...» |
Чайковский
П.И. «Мелодия» |
Фет
А.А. «Ласточки пропали...» |
|
Декабрь |
7 |
Чайковский
П.И. «Времена года. Декабрь». Песня «Белый снег» (муз. Арсеева И., сл.
Сурикова И.) |
Есенин
С.А. «Вьюга». Маршак С.Я. «Ветер», «Зима» |
|
8 |
Чайковский
П.И. «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик». Песня «Белый снег» (муз.
Арсеева И., сл. Сурикова И.) |
Чёрный
С. «Зимой», «Волк» |
||
Январь |
9 |
«Настали
святки. То-то радость!» |
Чайковский
П.И. «Времена года. Январь» |
Пушкин
А.С. «Евгений Онегин» (V глава) |
10 |
«Зимняя
сказка» |
Чайковский
П.И. «Детский альбом»: «Нянина сказка», «Баба-яга», «Русская песня»,
«Камаринская» |
Пушкин
А.С. Отрывок «У лукоморья дуб зелёный...» из поэмы «Руслан
и Людмила» |
|
Февраль |
11 |
«Широкая
масленица» |
Чайковский
П.И. «Времена года. Февраль» («Масленица») |
Серов
А.Н. «Песня Еремки» |
12 |
«Эй,
солдат, смелее в путь-дорожку!» |
Чайковский
П.И. «Детский альбом» («Марш деревянных солдатиков») |
Маршак
С.Я. «Февраль». Берггольц О.Ф. «Марш оловянных солдатиков» |
|
Март |
13 |
«Зима
недаром злится...» |
Чайковский
П.И. «Времена года» («Песнь жаворонка»). Песня «Солнечная капель» (муз.
Соснина С., сл. Вахрушевой И.) |
Тютчев
Ф.И. «Весна». Фет А.А. «Это утро, радость эта...» |
14 |
«Кто
Вас, дети, больше любит?» |
Чайковский
П.И. «Детский альбом» («Мама»). Песня «Солнечная капель» (муз.
Соснин С., сл. Вахрушева И.) |
Виеру Г.
(перевод Берестов В.Д.) «Мама». Барто А. «Кто Вас, дети, больше любит?» |
|
Апрель |
15 |
«Здравствуй,
весенняя первая травка!» |
Чайковский
П.И. «Времена года. Апрель» («Подснежник») |
Маршак
С.Я. «Апрель». Городецкий С. «Первая травка» |
16 |
«Птичий
хор» |
Чайковский
П.И. «Детский альбом» («Песня жаворонка»). Песня «Птичий хор» (муз.
Берлина А., сл. Фархади Р.) |
Жуковский
В.А. «Жаворонок» |
|
Май |
17 |
«Зеленая
страница» |
Чайковский
П.И. «Времена года. Май» |
Черный
А. «Зеленые стихи». Маршак С.Я. «Зелёная страница» |
|
18 |
«Вальс
цветов» |
Чайковский
П.И. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» |
Берестов
В.Д. «Гербарий». Маршак С.Я. «Май» |
Нам важно Ваше мнение!
Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы.
:-(( — 1; :-( —2; :-| — 3; :-) — 4; :-))
— 5
1 Битова
А.Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию
экспрессивной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития : Метод. рек. М., 1994. >>вернуться в текст
2 По
материалам сайта blog.bufferapp.com. — Примеч. авт. >>вернуться в текст
3 Битова
А.Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию
экспрессивной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития : Метод. рек. М., 1994. >>вернуться в текст
© Материал из Справочной системы
«Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 19.11.2017