Журнал
«Справочника музыкального руководителя», №9 Сентябрь 2017
Елена Пешкова,
педагог-хореограф, методист ГАУДО «Домисолька»,
Москва, автор статей по организации и проведению хореографии с детьми
дошкольного возраста, разработчик курсов повышения квалификации ГБОУ ВО МГПУ
«Особенности проведения хореографии с детьми дошкольного возраста»
Танец – это
искусство, где жизнь отображена в образно-художественной форме. Общая
задача: выразить мысль и эмоциональное состояние героев
в их сценическом поведении. Не существует рецепта «шедевра хореографии»,
но определить базовые ступени постановки танца вполне реально.
Об этом читайте в статье.
Постановку
танцевального номера начинайте с определения (формулирования) идеи.
Источником идеи танца может быть событие, природное явление, произведение
искусства, личный опыт.
После того как
возникла идея подберите музыкальное произведение. Иногда эти два пункта могут
меняться местами. Часто именно музыка может стать источником возникновения
идеи. Используйте музыку разных жанров и стилей: детские песни, народные,
эстрадные мелодии, классические произведения.
Основные законы
драматургии обязательны для любого танца. Танец выражает состояние человека:
радость, горе, любовь, отчаяние, доверчивость, хитрость, подозрительность,
беспечность, неустрашимость, трусость.
Хореографические
образы
Образы природы |
Образы животного мира |
Сказочные образы |
Весна,
снежинки, цветы, звёзды, берёзка, волна, огонь, северное сияние |
Насекомые:
стрекоза, бабочка, паук, шмель. Обитатели водного мира: рыба, осьминог, рак.
Птицы: лебеди, чайка, аист, цыплята. Звери: заяц, медведь, лиса, кошка,
собака |
Принц,
золушка, царица, Бармалей, Баба-яга, Буратино, Чиполлино, Незнайка |
Согласно этому закону
танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении пять частей:
А теперь
подробнее о каждом из пяти компонентов композиции, которые неразрывно
связаны между собой.
Назначение
экспозиции – это введение в действие. Здесь зрители знакомятся
с действующими лицами: слушая музыку и наблюдая танцующих, понимают,
что перед ними – люди определённой национальности, живущие или жившие
в ту или иную эпоху. Становится понятным жанр танца –
народно-характерный, фольклорный, исторический или классический, бальный,
массовый, сольный, кордебалетный. Жанры танцев могут быть очень разнообразны,
экспозиция как бы настраивает зрителей на одного из них.
Вышедшие на сцену
и разместившиеся в определённом рисунке (по прямой линии,
полукругом, по диагонали и т. п.) исполнители начинают танцевать. Они
делают более сложные движения, и становится интересно, что произойдёт
дальше после этой заявки, как будет развиваться танец.
Развитие танца, как
и его завязка, определяется замыслом и содержанием хореографического
представления. Оно необязательно должно идти по ступеням вверх,
что бы каждая последующая комбинация перекрывала предыдущую. Могут быть
и умышленные спады, как бы возвращающие назад с целью накопления
средств, для последующего взлёта на более высокую ступень.
Это как бы
«электрокардиограмма» темпа, ритма, динамики и интонации. В каждом
отдельном случае она зависит от музыкального сочинения и определяется,
находя своё выражение в тексте и рисунке танца,
в их пластическом единстве, органическом сочетании.
Это вершина
музыкально-хореографического действия, подготовленная экспозицией, завязкой
и развитием действия. Текст – движение, позы в соответствующих
ракурсах, жесты, мимика и рисунок – в своём логическом
построении приводит к этой вершине.
Следует заметить, что
кульминация может быть построена как с использованием всех перечисленных
элементов, так и решена с помощью только текста или только рисунка.
Развязка должна логически вытекать из всего хода танцевального действия, завершить мысль, поставить точку. Иногда внезапную остановку, обрыв танца называют развязкой. Но это неверно. Если развязка не подготовлена всем логическим развитием произведения от экспозиции до кульминации, то танцевальное сочинение невозможно считать завершённым.
Группа исполнителей, одетых в старинные русские костюмы, вышла на сцену и пошла по кругу (или по диагонали) простым русским шагом, затем выстроилась в линию лицом к зрительному залу. Это была экспозиция.
Затем мы видим более сложные движения – начало собственно танца. Это завязка.
Нам интересно, что же будет дальше. И вот темп танца нарастает, композиция усложняется, исполнители то группируются в тесный круг, то стремительно из него расходятся, меняются местами, текут цепочкой и так далее. Это развивается танцевальное действие.
И вдруг возникает яркая неожиданная композиция. Она динамична, красива по рисунку, изобретательна по движениям. Хочется смотреть ещё и ещё, но… кульминация, достигнув высшей точки, обрывается.
Один из танцующих, протянув руку своей партнёрше, увлекает её
в переднюю. Весёлые, улыбающиеся исполнители танца стремительным
и замысловатым движением устремляются за ними. Это развязка.
Рисунком танца
мы называем перемещение танцующего или танцующих по сценической
площадке и тот воображаемый след, который как бы остаётся
на полу, фиксируя всевозможные танцевальные фигуры и формы,
их передвижения по сцене: круги, эллипсы, параллельные линии,
диагонали, квадраты, треугольники.
Можно выделить рисунки
круговые и линейные. Круг – это солнце, это расположение вокруг
костра, очага. В танце этот однородный мотив имеет ряд разновидностей:
замкнутый круг, раскрытый круг, круг в круге, по общему кругу
несколько кружочков. Круг – самая распространённая фигура для различных
хороводов и песен-плясок. Орнаменты круга восходят к очень древним
формам танца, являются одним из ярких мотивов и народного танца,
и современной хореографии.
Ярким примером может
служить один из самых знаменитых русских хороводов «Берёзка», созданный Н.
Надеждиной. Бесконечное переплетение в круговом мотиве создаёт,
с одной стороны, устойчивый и спокойный образ, с другой,
позволяет при переменах и разнообразии пластических вариантов создать
объёмность образа, его развитие, смену настроений и порывов
и утвердить в результате действия величие и простоту.
При использовании
линейной композиции особенно чётко возникает требование к законам
перспективы. С ними педагог должен быть хорошо знаком, чтобы избежать
ошибок в построении сценической композиции. К примеру, располагая
танцующих детей в линии, можно достичь разного зрительного эффекта: можно
сохранить равновеличественный рост, если
в глубину линии поставить более высоких исполнителей; можно же,
уменьшая рост, при усилении этого перспективного создать впечатление уходящей
вдаль линии.
Для записи танца
используйте схему-рисунок. Для этого возьмите лист бумаги, разделите
на квадраты. Каждый квадрат пронумеруйте в верхнем левом углу.
А в каждом квадрате изобразите рисунок в виде схемы при помощи
линий. Вертикальная палочка (|) обозначает начало
движения, а стрелка (→) её направление
и конечную цель.
Лексика танца –
танцевальные «па», в основе которых лежат позы, жесты, мимика движения
человеческого тела, с помощью которых создаётся образ, передаются мысли,
чувства переживания героев, образно передаётся окружающая реальная
действительность.
Можно сказать, что
лексика танца – это язык танца, с помощью которого раскрывается идея
танца.
Нам
важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы.
:-((- 1; :-(-2; :-| – 3; :-) – 4; :-)) – 5
© Материал из Справочной системы
«Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 19.11.2017