Журнал «Справочника педагога-психолога. Детский сад», №8 Август 2018

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Практические упражнения по саморегуляции психического состояния дошкольников

Анна Бочарова, психолог, гештальт-терапевт, Москва

Упражнения по саморегуляции используйте в работе с эмоционально неустойчивыми и склонными к истерикам детьми. С их помощью вы научите дошкольников управлять своим эмоциональным состоянием, концентрировать внимание на собственных ощущениях. В статье – упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и релаксационные техники.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: дети 5–7 лет.
Цель: стабилизировать эмоциональное состояние детей.
Задачи: научить детей регулировать свое эмоциональное состояние через контакт с собственным телом, сформировать навыки снятия психофизического напряжения с помощью релаксационных техник.
Материалы и оборудование: просторный зал для занятий, ковер, стульчики.
Количество участников на занятиях: 4–6 человек.
Общее время каждого занятия: 25–30 минут.

Часть 1. Упражнения на расслабление мышц

Научите детей регулировать свое состояние по принципу контраста мышечных напряжений и расслаблений.

Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»

Педагог-психолог:

Ребята, встаньте, пожалуйста, так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь, как солдатики. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и повесьте руки, чтобы они болтались, как тряпочки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши ноги становятся очень мягкими и расслабленными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого, как будто вырезанного из дерева. Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом. Встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. А потом стряхните капельки воды со спины, стряхните воду с волос, с ног и ступней.

Все движения демонстрируйте на себе, как наглядный пример. Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились. Уделите внимание каждому ребенку, попросите их повторить движения, если сразу не получилось их выполнить.

Упражнение «Насос и резиновая кукла»

Педагог-психолог:

Ребята, лягте на коврик и представьте, что вы резиновая кукла. Кукла, из которой вышел весь воздух, – сдутая резиновая кукла. Теперь я буду вас «надувать» с помощью невидимого насоса, а вы будете надуваться. Потом я вытащу пробку, из вас начнет выходить воздух, и вы будете сдуваться.

Делайте движения, соответствующие надуванию насоса. Когда все куклы максимально напряглись, издайте звук, подобный выниманию пробки и последующего свиста, как при сдувании.

Упражнение «Дрожащее желе»

Педагог-психолог:

Ребята, подойдите все ко мне, встаньте напротив и плотно прижмитесь друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе – это одно блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе.

Покажите детям, как вы держите в руках огромное блюдо и встряхиваете его сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко остановитесь – дрожащее желе успокоится не сразу.

Педагог-психолог:

Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду встряхивать его несильно, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками.

Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила его на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться. Начинайте таять, как желе, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.

Часть 2. Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении, важно, чтобы позвоночник находился вертикально или горизонтально. Это позволит детям дышать естественно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота.

Упражнение «Медленное дыхание»

Педагог-психолог:

Ребята, сядьте удобно, глубоко вдохните. Почувствуйте, как ваша грудная клетка становится большая, как воздушный шарик. Теперь выдыхайте весь воздух из шарика. Еще раз глубоко вдохните, но на этот раз выдыхайте очень медленно, чтобы воздух выходил одной тоненькой струйкой. Почувствуйте, как горлышко становится узким, как будто вы собираетесь шептать. Произнесите тихо и мягко «Ше-ше» или «Ши-ши».

Если дети эмоционально перевозбуждены, то попросите вдыхать их коротко, а выдыхать медленно, размеренно и длинно. Повторите цикл вдохов 2–3 раза.

Упражнение «Энергетизирующее дыхание»

Педагог-психолог:

Ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на полянке, дует прохладный воздух, вы ощущаете приятный запах. Вдохните его длинно через нос, а выдохните коротко через рот. Вдохните приятный воздух еще три раза.

Часть 3. Релаксирующие упражнения

Игры и упражнения активируют воображение, фантазии, направленные на работу с внутренними образами и представлениями.

Упражнение «В фокусе – цветок»

Педагог-психолог:

Ребята, устраивайтесь удобнее, закройте глаза и почувствуйте воздух носиком. Легко его вдыхайте и выдыхайте. Представьте цветочек, на который вам приятно смотреть. Разглядите его со всех сторон, какой он формы, какого цвета, какого размера, где растет, в чем растет, что происходит вокруг. Хотите ли вы его сорвать, или перенести куда-нибудь, или остаться тут и кого-нибудь позвать, чтобы показать. Теперь слегка напрягите мышцы рук и ног, а затем расслабьте их. Сожмите руки в кулачки и потянитесь. Когда будете готовы, откройте глазки. Давайте поделимся, у кого какие цветы были.

Упражнение-медитация «Водопад»

Педагог-психолог:

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в фантазии. Сядьте или лягте удобно на коврик и представьте, что вы стоите возле водопада. Это необычный водопад, вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется лоб, затем рот, как расслабляется ваша шея. Белый свет течет по вашим плечикам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает со спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она становится мягкой и расслабленной. Свет течет по вам ниже, до животика. Животик расслабляется, вы можете глубже вдыхать и выдыхать. Вы чувствуете себя расслабленно и приятно. Пусть свет течет по ручкам, ладошкам, пальчикам. Руки и ладони становятся мягкими и расслабленными. Свет течет по ногам, спускается к ступням. Ножки становятся мягкими и расслабленными. Это удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя спокойно, с каждым вдохом и выдохом все глубже расслабляетесь и наполняетесь силами. Теперь немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глазки.

Упражнение «Вещи, дарящие радость»

Педагог-психолог:

Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Теперь вспомните о тех вещах, которые дарят вам радость и хорошее настроение. Выберите что-нибудь, что кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будет зонтик, капли дождя или уютное теплое одеяло. Подумайте, какие чувства они у вас вызывают. Теперь пусть то, что дарит радость, начнет постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но ощущение радости надо оставить – сохранить его. Потянитесь, выпрямитесь и откройте глазки. Хочет кто-нибудь из вас рассказать о том, какую вещь, которая дарит радость, выбрал?

Дайте детям возможность описать свои ассоциации, затем предложите всей группе с закрытыми глазами представить себе описываемый предмет как можно более наглядно.

Игра «Дотянись до звезд»

Педагог-психолог:

Сейчас мы с вами немного поиграем. Я буду вам говорить что-то, а вы будете это представлять. Встаньте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представь у себя над головой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая похожа на мечту – желание что-либо иметь или кем-либо стать. Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! Снимите ее с неба, аккуратно положите перед собой в красивую просторную корзинку. Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает о другой вашей мечте. Откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звезду с неба и положите в корзинку к первой звезде.

Продолжайте в том же духе и дайте детям сорвать с неба еще несколько звезд. Посоветуйте им делать глубокий вдох, когда они тянутся за звездой, и выдох, когда они достают ее и кладут в корзину. Групповая сплоченность может возрасти, если после игры каждый расскажет о какой-нибудь из своих звезд и объяснит, что она для него значит.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)