Эльвира Бурмистрова, педагог-психолог МБДОУ № 4 «Красная шапочка» пгт. Джалиль, Сармановский район, Республика Татарстан
Проведите в сентябре адаптационное занятие для детей, которые впервые пришли в детский сад. В статье – готовый сценарий занятия.
Участники: воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах общения с ребенком в адаптационный период. Задачи:
- создать благоприятные условия для детей в детском саду в ходе совместной с родителями деятельности;
- снять эмоциональное напряжение у детей;
- обучить родителей игровому взаимодействию с детьми;
- установить взаимопонимание и доверительные отношения между детьми и родителями;
- развивать у детей творческое воображение, мелкую моторику, координацию движений рук, изобразительные навыки.Материалы и оборудование: кукла-перчатка медвежонок, флаг России; флажки разных цветов – по 2 шт. на каждого; кубики Никитина «Сложи узор», альбом «Чудо-кубики» – на каждого; ПК с подбором мелодий; картон, плотная цветная голубая бумага формата А5, полоски цветной бумаги красного, синего и белого цвета, клей, кисточка, салфетка. Продолжительность: 15 минут.
Цель: создать эмоциональный настрой и мотивационную готовность к участию в совместной деятельности.
Предложите родителям и детям поздороваться друг с другом и поиграть в музыкальную игру «Здравствуйте, ладошки».
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп | хлопают в ладоши |
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ | топают ножками |
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх Пухленькие щечки! Плюх, плюх, плюх | хлопают по щекам |
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок! | чмокают губами |
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк! | щелкают зубами |
Здравствуй, мой носик! | гладят нос ладонью |
Бип, бип, бип! | нажимают на нос указательным пальцем |
Здравствуйте, малышки! Всем привет! | машут рукой |
Здравствуйте всем! |
Покажите детям куклу. Озвучивайте куклу, изменяя интонацию голоса.
Здравствуйте, ребята! Я кукла Ляля – хозяйка музыкального зала. Очень рада я, что вы ко мне в гости пришли.
Цели: снять напряжение, развить умения согласовывать движения со словами.
Дети и родители встают в тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой, да не лопайся!». Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала это вы, а позже – кто-то из родителей) говорит: «Хлоп!» – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по залу (разлетелись пузырьки).
Цель: развить доверительные партнерские отношения.
Ребенок сидит на коленях у родителя к нему спиной. Взрослый держит малыша за пояс двумя руками, ритмично поднимает и опускает колени, постепенно увеличивая амплитуду движений. В конце он приподнимает малыша над своей головой, затем опускает на пол между ногами и снова сажает на колени. Педагог-психолог показывает эти движения с куклой и параллельно проговаривает стихотворный текст.
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
Как кричит лошадка наша? Иго-го!
А по кочкам ловко-ловко
Мы поедем на коровке.
Как мычит коровка наша? Мууу!
На собаке по оврагам (Гав!),
А на кошке по ухабам (Мяу!)
Мы скакали, мы скакали,
Наконец скакать устали –
В ямку бух!
Из ямки выбираемся и дальше отправляемся.
Цели: развить доверительные отношения, снять мышечное напряжение.
Возьмите в руки куклу, посадите ее лицом к себе и произносите текст. Сопровождайте текст определенными движениями в отношении куклы. Родители повторяют за вами те же действия, но со своими детьми.
Густой лес, | проведите рукой по волосам |
Чисто поле. | проведите рукой по лбу |
Два тополя | указательным пальцем проведите по бровям |
Два окна! | ладонями закройте глаза |
Две подушки, | потеребите за щеки |
Римбибуля, | пальцем прикоснитесь к носу |
Липипуля, | к губам |
Точка! | к подбородку |
(показывает рисунок ежика) Ребята, посмотрите, кто это сидит под деревом? (родители и дети отвечают). Да, вы правы, это ежик. Он какой-то печальный, наверное, с ним что-то случилось. Давайте у него спросим: Здравствуй, ежик, что у тебя случилось?
Озвучивайте ежика, изменяя интонацию голоса.
Беда у нас приключилась. Все ежи иголки свои потеряли. Помогите нам, пожалуйста.
Цели: гармонизировать эмоциональное состояние, снизить мышечное напряжение, развить тактильную чувствительность, мелкую моторику и воображение.
Раздайте родителям и их детям листы бумаги, на которых нарисована заготовка для ежика. Дети должны будут пальчиками и ладошками нарисовать ежику иголки.
Дети вместе с родителями рисуют иголочки.
Какие красивые рисунки у нас с вами получились. Какие же мы молодцы! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Повторите игру «Едем-едем на лошадке»
Все встают в круг. Каждый участник вытягивает одну руку вперед к центру круга – получается цветок.
Мы играли, рисовали, Никого не обижали! А теперь пришла пора Всем сказать: «Пока-пока! До свидания, друзья!».
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)