Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад », №8 Август 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Адаптационное занятие для родителей и детей

Эльвира Бурмистрова, педагог-психолог МБДОУ № 4 «Красная шапочка» пгт. Джалиль, Сармановский район, Республика Татарстан

Проведите в сентябре адаптационное занятие для детей, которые впервые пришли в детский сад. В статье – готовый сценарий занятия.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: воспитанники первой младшей группы и их родители.
Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах общения с ребенком в адаптационный период.
Задачи:
- создать благоприятные условия для детей в детском саду в ходе совместной с родителями деятельности;
- снять эмоциональное напряжение у детей;
- обучить родителей игровому взаимодействию с детьми;
- установить взаимопонимание и доверительные отношения между детьми и родителями;
- развивать у детей творческое воображение, мелкую моторику, координацию движений рук, изобразительные навыки.
Материалы и оборудование: кукла-перчатка медвежонок, флаг России; флажки разных цветов – по 2 шт. на каждого; кубики Никитина «Сложи узор», альбом «Чудо-кубики» – на каждого; ПК с подбором мелодий; картон, плотная цветная голубая бумага формата А5, полоски цветной бумаги красного, синего и белого цвета, клей, кисточка, салфетка.
Продолжительность: 15 минут.

Приветствие «Здравствуйте, ладошки»

Цель: создать эмоциональный настрой и мотивационную готовность к участию в совместной деятельности.

Предложите родителям и детям поздороваться друг с другом и поиграть в музыкальную игру «Здравствуйте, ладошки».

Здравствуйте, ладошки!
Хлоп, хлоп, хлоп
хлопают в ладоши
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ
топают ножками
Здравствуйте, щечки!
Плюх, плюх, плюх
Пухленькие щечки!
Плюх, плюх, плюх
хлопают по щекам
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок!
чмокают губами
Здравствуйте, зубки!
Щелк, щелк, щелк!
щелкают зубами
Здравствуй, мой носик!гладят нос ладонью
Бип, бип, бип!нажимают на нос указательным пальцем
Здравствуйте, малышки!
Всем привет!
машут рукой
Здравствуйте всем! 

Педагог-психолог:

Ребята, посмотрите, кто нас встречает.

Покажите детям куклу. Озвучивайте куклу, изменяя интонацию голоса.

Кукла:

Здравствуйте, ребята! Я кукла Ляля – хозяйка музыкального зала. Очень рада я, что вы ко мне в гости пришли.

Педагог-психолог:

Ляля очень любит играть и хочет, чтобы вы с ней поиграли.

Игра «Раздувайся, пузырь!»

Цели: снять напряжение, развить умения согласовывать движения со словами.

Дети и родители встают в тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой, да не лопайся!». Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала это вы, а позже – кто-то из родителей) говорит: «Хлоп!» – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по залу (разлетелись пузырьки).

Педагог-психолог:

Кукла Ляля предлагает нам отправиться в лес.

Игра «Едем-едем на лошадке»

Цель: развить доверительные партнерские отношения.

Ребенок сидит на коленях у родителя к нему спиной. Взрослый держит малыша за пояс двумя руками, ритмично поднимает и опускает колени, постепенно увеличивая амплитуду движений. В конце он приподнимает малыша над своей головой, затем опускает на пол между ногами и снова сажает на колени. Педагог-психолог показывает эти движения с куклой и параллельно проговаривает стихотворный текст.

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
Как кричит лошадка наша? Иго-го!
А по кочкам ловко-ловко
Мы поедем на коровке.
Как мычит коровка наша? Мууу!
На собаке по оврагам (Гав!),
А на кошке по ухабам (Мяу!)
Мы скакали, мы скакали,
Наконец скакать устали –
В ямку бух!
Из ямки выбираемся и дальше отправляемся.

Педагог-психолог:

Вот мы с вами и попали в осенний лес.

Игра «Чисто поле»

Цели: развить доверительные отношения, снять мышечное напряжение.

Возьмите в руки куклу, посадите ее лицом к себе и произносите текст. Сопровождайте текст определенными движениями в отношении куклы. Родители повторяют за вами те же действия, но со своими детьми.

Густой лес,проведите рукой по волосам
Чисто поле.проведите рукой по лбу
Два тополяуказательным пальцем проведите по бровям
Два окна!ладонями закройте глаза
Две подушки,потеребите за щеки
Римбибуля,пальцем прикоснитесь к носу
Липипуля,к губам
Точка!к подбородку

Педагог-психолог:

(показывает рисунок ежика) Ребята, посмотрите, кто это сидит под деревом? (родители и дети отвечают). Да, вы правы, это ежик. Он какой-то печальный, наверное, с ним что-то случилось. Давайте у него спросим: Здравствуй, ежик, что у тебя случилось?

Озвучивайте ежика, изменяя интонацию голоса.

Ежик:

Беда у нас приключилась. Все ежи иголки свои потеряли. Помогите нам, пожалуйста.

Педагог-психолог:

Конечно, мы вам поможем, ежик.

Упражнение «Ежик на поляне»

Цели: гармонизировать эмоциональное состояние, снизить мышечное напряжение, развить тактильную чувствительность, мелкую моторику и воображение.

Раздайте родителям и их детям листы бумаги, на которых нарисована заготовка для ежика. Дети должны будут пальчиками и ладошками нарисовать ежику иголки.

Педагог-психолог:

Будем ежику помогать, пальчиками и ладошкой рисовать.

Дети вместе с родителями рисуют иголочки.

Педагог-психолог:

Какие красивые рисунки у нас с вами получились. Какие же мы молодцы! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Повторите игру «Едем-едем на лошадке»

Педагог-психолог:

Нам всем понравилось играть, но пришла пора прощаться.

Прощание «Цветок дружбы»

Все встают в круг. Каждый участник вытягивает одну руку вперед к центру круга – получается цветок.

Педагог-психолог:

Мы играли, рисовали, Никого не обижали! А теперь пришла пора Всем сказать: «Пока-пока! До свидания, друзья!».

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)