Журнал
«Справочник педагога-психолога. Детский сад », №4 Апрель 2018
Анна Бочарова, психолог, гештальт-терапевт, Москва
Когда ребенок царапает или кусает других детей, то речь идет
о поведенческом симптоме, за которым скрывается какая-то важная
потребность. В статье – рекомендации, на что стоит обратить
внимание и как помочь ребенку адаптироваться в обществе.
Расскажите воспитателям
и родителям, что не все дети умеют выражать свои чувства
и потребности понятным адаптивным языком. Важно понаблюдать
за ребенком, чтобы разобраться, по каким причинам он царапает
или кусает детей в группе.
Когда ребенок царапает
другого ребенка, возможно, он таким способом пытается отстоять свои
границы. Например, когда у дошкольника отнимают игрушку,
то в ответ он царапает или кусает обидчика, чтобы показать, что
он против. Если ребенок сам на что-то претендует,
но не получает желаемого, то он расстраивается
и реагирует также.
Помогайте
адаптироваться ребенку в отношениях с другими детьми. Учите
дошкольника проявлять свои чувства, выражать потребности допустимым способом.
Обозначайте чувства детей, их желания и побуждения. Пусть они знают,
что правильно чувствуют, ведь изначально побуждения каждого ребенка
положительные – они защищают свои потребности. Проговаривание чувств даст
им возможность понимать себя и другого.
Пример комментария воспитателя. Маша, тебе
не нравится, что забрали у тебя игрушку? Ты расстроилась
и разозлилась? Понимаю, несправедливо. Ты хотела, чтобы
ее вернули и без спроса не брали? А тебе, Максим, так
понравилась эта игрушка, что ты очень хотел в нее поиграть
и даже не увидел, что Маша сейчас ей увлечена. Посмотри,
кажется, она сильно разозлилась, когда ты ее отнял, даже поцарапала
тебя.
Ищите вместе новые
полезные способы контакта. Установите ясные границы с пояснением:
«в нашей группе царапаться и кусаться нельзя – это больно
и обидно».
Причиной такого
поведения может быть то, что ребенок экспериментирует со своим влиянием
на окружающий мир. Дошкольник получает обратную связь и делает вывод:
«На меня реагируют, значит, я существую». Возможно, это пока
единственный способ, которым ребенок привлекает внимание и ощущает
обратную связь.
Подберите для детей
игры, которые помогут им почувствовать, что они заметны и влияют друг
на друга. Формируйте ощущение ответственности за свои поступки.
Пример игры. Дети становятся
в круг. Одного из дошкольников назначьте ведущим. Задача
ведущего – сделать какой-нибудь жест, который будут повторять другие дети.
Далее эстафета ведущего переходит к следующему ребенку. И так
по очереди – один придумывает, другие повторяют. Чтобы детям было
интересно, можно разнообразить игру хлопками.
Во время подобных
игр прорабатывается потребность в причастности к миру. Также они
поддерживают хорошее настроение и развивают внимание.
Если ребенок царапает
других детей только в детском саду, то причиной может быть
конкуренция за внимание воспитателя. Возможно, дошкольник чувствует, что
к другим детям воспитатель больше расположен. Тогда он обнаруживает,
что кусаться и царапаться – это хороший повод быть замеченным.
Критика в этом случае для ребенка – результат обращения внимания
на себя.
Дайте ребенку понять,
что вы его замечаете, и царапаться для этого ему необязательно.
Важно, чтобы дошкольник обнаружил другие способы, на которые
вы реагируете. Например, во время игры интересуйтесь ребенком,
побеседуйте с ним о чем-нибудь или просто улыбнитесь. Подмечайте
вслух его положительные качества.
Когда ребенок
царапается и кусается, это может говорить о тревоге. Если родители
не осознают свои проблемы, но часто ругаются,
то по их поведению дошкольник все равно чувствует, что привычное
рушится. Он хочет, чтобы родители отреагировали. Мама с папой
разговаривают, обсуждают проблему, думают что делать – тогда все хорошо,
все на месте, тревога затихает, ребенок снова улыбчив и разговорчив.
В этом случае он не захочет избавляться от такого
поведения, потому что тревога за семью усилится.
Обратите внимание на то, что происходит в семье. Переживаете ли вы, что семья может распасться? Сплачиваетесь ли в ситуациях, когда возникает какая-то общая проблема? Если да, то обратитесь к семейному психологу или психотерапевту. Он выстроит открытый диалог между членами семьи с психологической поддержкой: поможет осознать переживания, подобрать слова, научит слышать себя и друг друга. Это снимет с ребенка ответственность за сохранение ваших отношений.
Поведенческий симптом
может быть реакцией ребенка на изменения в семье. Дошкольник еще
не адаптировался к новому, и ему нужны помощь и поддержка
в этот период. Как проявить переживания и попросить о помощи
по-другому, он пока не знает.
Произошли ли
в вашей семье какие-то изменения, где привычный образ жизни изменился? Это
может быть смерть близких, рождение новых детей, переезд, аварии, травмы,
болезни, шокирующие события. Если да, то обратитесь за помощью
к детскому психологу или психотерапевту.
Нам важно
Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)
© Материал из Справочной системы
«Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 15.12.2018