Журнал «Справочника музыкального руководителя», №11 Ноябрь 2016

Взаимодействуем со специалистами

Общее недоразвитие речи у детей: как помогут музыкальные занятия

Анастасия Урбанович, учитель-логопед 

Количество детей с общим недоразвитием речи растёт. Учителя-логопеды используют разные методики коррекции речевых недостатков. Важную роль при этом играет интеграция логопедических и музыкальных занятий. Такой подход к решению проблемы помогает ребёнку стать уверенным и успешным.

 

От автора

 

 

С проблемой общего недоразвития речи у детей знакома не только как педагог, но и как мама. Имея музыкальное образование, обратила внимание на общность подходов в развитии ребёнка на музыкальных и логопедических занятиях. Стараясь максимально быстро и качественно решить речевые проблемы собственного ребёнка, добавила к регулярным логопедическим занятиям музыкальные. Этот комплексный подход к коррекционной работе позволил достичь хороших результатов за короткий срок. Индивидуальный опыт лёг в основу программы музыкальных занятия для детей с недоразвитием речи.

Одним из самых действенных методов обучения детей с общим недоразвитием речи (далее — ОНР) является синтез логопедических и музыкальных занятий. В этом случае музыкальное занятие в детском саду становится логическим продолжением занятий учителя-логопеда, который определяет тему, а музыкальный руководитель с помощью изобразительных средств расширяет круг знаний и представлений ребёнка, отрабатывает определённые компоненты речевой системы.

Традиционная программа музыкальных занятий в детском саду включает в себя пение, музыкальную ритмику, слушание музыки, игру на детских музыкальных инструментах.

Рассмотрим, как в процессе музыкального занятия может проходить коррекционная работа по устранению речевых недостатков.

 

 

Важно знать

У детей с ОНР развитие речи имеет ряд отличий от нормального онтогенеза:

— замедленный темп речевого развития;

— ограничение словарного запаса;

— выраженные нарушения слоговой структуры;

— сокращение количества слогов в слове;

— отсутствие грамматической связи между словами в предложении;

— дефекты произношения и звукового анализа;

— ошибки в словообразовании и словоизменении;

— в прямой речи возможны пропуск звеньев, действующих лиц, нарушение логики повествования.ния.

В процессе обучения к проблемам в устной речи добавляются трудности в освоении чтения и письма.

Кроме того, у большинства детей обнаруживаются легкие формы двигательных нарушений:

— плохая координация артикуляционных движений;

— недостаточная общая и мелкая моторика.

При ОНР в структуре дефекта, кроме несформированности речевой деятельности, отмечается незрелость и других психических функций:

— неустойчивость и неразвитость произвольного внимания;

— снижение зрительной и слуховой памяти;

— низкий уровень обобщения;

— недостаточная гибкость мышления;

— замедленный темп усвоения тех или иных закономерностей;

— недостаточность воображения;

— низкий уровень пространственного оперирования образами;

— быстрая истощаемость;

— инертность.

Пение

Пение имеет в жизни ребёнка огромное значение. Петь одновременно и легко, и тяжело, ведь для этого процесса важна координация слуха и голоса, а это дано от природы не каждому. Но эту способность можно развить.

В процессе занятий пением у ребёнка:

Использовать на занятиях с детьми с ОНР их способность или просто любовь к пению очень важно.

Некоторые специалисты на занятиях с неговорящими детьми предлагают использовать песни в качестве автоматизированного ряда как опоры для дальнейшей работы, ведь повторить мелодию для таких детей проще, чем сказать слово.1

У ребёнка с нарушениями речи голос имеет носовой оттенок, монотонность, интонационную невыразительность, нарушено дыхание.

Дыхательная гимнастика, упражнения на развитие артикуляции, которые обязательны на занятиях по хору, помогают максимально развить и исправить существующие проблемы.

В ходе занятий пением значительно развивается фонематический слух. Развитие речи невозможно без развития процессов узнавания, различения и распознавания неречевых сигналов, а также речевой просодики — ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.

Дети, которые поют в хоре или индивидуально, быстрее запоминают текст, точнее передают настроение произведения, легче воспринимают на слух информацию. Это потом очень хорошо видно при обучении чтению и письму в школе.

Музыкальная ритмика

Практически у всех детей с ОНР отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. У одного «каша во рту», не успевает продумать предложение, которое хочет сказать, подобрать необходимые слова, согласовать их и правильно расставить. Другой тянет слова, предложения, речь нечеткая, много пауз.

Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела. В этом должна помочь ритмика.

Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.

Ребёнок придумывает и с помощью движения выражает свои эмоции от услышанной музыки. Но он не просто двигается в такт музыке, а ещё и проговаривает ритмический рисунок.

Очень важным, особенно для логопедической работы, является единство на занятиях ритмики музыки, движения и слова.

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/c0sha7.png

Теплов Б.М., психолог

 

У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность.

Способности всегда являются результатом развития, так как по своему существу есть понятие динамическое. Они существуют только в процессе воспитания и обучения.

Задатки и способности к разным видам деятельности проявляются и развиваются не одновременно. Одними из первых проявляются музыкальные задатки, которые можно использовать как основу для коррекции недостатков в развитии ребёнка.

Слушание музыки

У дошкольников с нарушениями речи недостаточно развито слуховое восприятие. Как отмечают многие исследователи, дети с ОНР слушают музыку, но фактически её не слышат.

Также у них наблюдаются проблемы с запоминанием произведений, фамилий композиторов.

Для решения этой проблемы можно, например, объединять ряд музыкальных произведений общей темой (приложение). Можно посвятить несколько занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организовать музыкально-дидактическую игру «Узнай и назови произведение» или «Кто написал эту музыку».

Повторение фамилии композитора, названия пьесы, перечисление музыкальных инструментов, которые звучали, становится хорошей речевой гимнастикой. Можно и нужно на музыкальных занятиях развивать навыки связной речи. Одна из основных трудностей у детей с ОНР — чётко и быстро сформулировать мысль.

Составление рассказа по заданной теме вызывает большие сложности. После прослушивания музыкального произведения, опираясь на наглядный материал, подготовленный педагогом, дети могут придумать и рассказать историю, которую они услышали в данной музыке. Педагог может попросить нарисовать, а потом рассказать, что они услышали. Ребёнок учится в ходе таких занятий рассказывать и по памяти, и по воображению. Может придумать свой волшебный мир, сказку, которая ассоциируется с той или иной мелодией. Такая деятельность для него легка и понятна, а то что нравится и не вызывает трудностей в свершении, даёт максимальный результат.

Нужно сказать и о важности развития эмоциональной сферы ребёнка на занятиях по слушанию музыки. Интересны исследования американских учёных, которые во время прослушивания музыкальных произведений измеряли у слушателей медицинские показатели. Та музыка, которую испытуемые назвали страшной, действительно испугала их. Уровень давления, сердцебиение соответствовали стрессовым ситуациям для организма. Весёлая, спокойная мелодия понизила давление, привела сердцебиение в норму.2 Российские логопеды конкретизировали, подтверждая в своих работах, что именно использование музыки на занятиях по коррекции речи стало эмоциональным стимулятором для появления первых слов.3

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/pwqlto.png

Масару Ибука, педагог

 

Музыкальные занятия имеют большое значение для интеллектуального и нравственного воспитания в целом.

Все дети обладают способностями, талантами, только у кого-то эти способности развивали, а у кого-то нет.

Игра на детских музыкальных инструментах

На занятии при выборе музыкального инструмента для ребёнка нужно учитывать его индивидуальные особенности. Например, справиться с нарушением дыхания поможет игра на духовых инструментах; с нарушениями речи — игра на ударных.

Для всех детей с ОНР будет полезно музицирование на струнно-смычковых инструментах.

Установлена прямая взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой. Физиологами доказано, что развитие речи начинается после того, как достаточно сформированы движения пальцами.В процессе обучения ребёнок учится совершать правой и левой рукой разные движения в разном темпе, руки приобретают подвижность, устраняется мышечный зажим, активизируются пальцы. Тренируя руки, мы готовим почву для совершенствования речи.

Музыкальное развитие в дошкольный период оказывает ни с чем не сравнимое воздействие на общее развитие ребёнка:

Используя музыку как педагогическое средство, можно очень многому научить, ведь на занятиях естественным образом формируется слух, чувство ритма, память, общая моторика и слуховое внимание, развиваются пространственные представления, программирование и контроль деятельности.

Естественно, что в ходе обучения происходит и закономерное развитие всех психических процессов, потому что освоение новых видов деятельности требует от ребёнка мобилизации всех внутренних резервов: возможностей памяти, речи, внимания, двигательной функции.

Приложение

Программа музыкальных занятий на тему «Времена года»

Цели:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные: воспитывать любовь к музыке.

Обрудование: портрет П.И. Чайковского, мягкий мяч, запись музыкальных отрывков из произведений П.И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, карточки с картинками по теме урока, рисунки с изображениями разных эмоций.

Программа предполагает проведение 2 занятий по 30 минут в первую неделю каждого месяца.

Календарный план

Месяц

Тема

Элементы основного содержания занятий

Музыка

Стихи

Сентябрь

1

«Ясным утром сентября...»

Чайковский П.И. «Времена года. Август» («Жатва»)

Маршак С.Я. «Август», «Сентябрь»

2

«Кто там спрятался в лесу?»

Чайковский П.И. «Времена года. Сентябрь» («Охота»). Песня «Кто там спрятался в лесу» (муз. Львов-Компанеец Д., сл. Викторов В.)

Головин Е.В. «Собрались и полетели»

Октябрь

3

«Уж небо осенью дышало...»

Чайковский П.И. «Времена года. Октябрь» («Осенняя песня»)

Пушкин А.С. «Евгений Онегин» (IV глава)

4

«Лес, точно терем расписной...»

Чайковский П.И. «Детский альбом» («Вальс»)

Бунин И.А. «Листопад». Берестов В.Д. «Октябрь»

Ноябрь

5

«Дело — к зиме!»

Чайковский П.И. «Времена года. Октябрь» («На тройке»)

Мошковская Э.Э. «Дело — к зиме»

6

«Ласточки пропали...»

Чайковский П.И. «Мелодия»

Фет А.А. «Ласточки пропали...»

Декабрь

7

«Как поёт зима» 

Чайковский П.И. «Времена года. Декабрь». Песня «Белый снег» (муз. Арсеева И., сл. Сурикова И.)

Есенин С.А. «Вьюга». Маршак С.Я. «Ветер», «Зима»

8

«Зимние забавы» 

Чайковский П.И. «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик». Песня «Белый снег» (муз. Арсеева И., сл. Сурикова И.)

Чёрный С. «Зимой», «Волк»

Январь

9

«Настали святки. То-то радость!»

Чайковский П.И. «Времена года. Январь»

Пушкин А.С. «Евгений Онегин» (V глава)

10

«Зимняя сказка»

Чайковский П.И. «Детский альбом»: «Нянина сказка», «Баба-яга», «Русская песня», «Камаринская»

Пушкин А.С. Отрывок «У лукоморья дуб зелёный...» из поэмы «Руслан и Людмила»

Февраль

11

«Широкая масленица»

Чайковский П.И. «Времена года. Февраль» («Масленица»)

Серов А.Н. «Песня Еремки»

12

«Эй, солдат, смелее в путь-дорожку!»

Чайковский П.И. «Детский альбом» («Марш деревянных солдатиков»)

Маршак С.Я. «Февраль». Берггольц О.Ф. «Марш оловянных солдатиков»

Март

13

«Зима недаром злится...»

Чайковский П.И. «Времена года» («Песнь жаворонка»). Песня «Солнечная капель» (муз. Соснина С., сл. Вахрушевой И.)

Тютчев Ф.И. «Весна». Фет А.А. «Это утро, радость эта...»

14

«Кто Вас, дети, больше любит?»

Чайковский П.И. «Детский альбом» («Мама»). Песня «Солнечная капель» (муз. Соснин С., сл. Вахрушева И.)

Виеру Г. (перевод Берестов В.Д.) «Мама». Барто А. «Кто Вас, дети, больше любит?»

Апрель

15

«Здравствуй, весенняя первая травка!»

Чайковский П.И. «Времена года. Апрель» («Подснежник»)

Маршак С.Я. «Апрель». Городецкий С. «Первая травка»

16

«Птичий хор»

Чайковский П.И. «Детский альбом» («Песня жаворонка»). Песня «Птичий хор» (муз. Берлина А., сл. Фархади Р.)

Жуковский В.А. «Жаворонок»

Май

17

«Зеленая страница»

Чайковский П.И. «Времена года. Май»

Черный А. «Зеленые стихи». Маршак С.Я. «Зелёная страница»

 

18

«Вальс цветов»

Чайковский П.И. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Берестов В.Д. «Гербарий». Маршак С.Я. «Май»

>>вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы.
:-(( — 1; :-( —2; :-| — 3; :-) — 4; :-)) — 5

1 Битова А.Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию экспрессивной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития : Метод. рек. М., 1994. >>вернуться в текст

2 По материалам сайта blog.bufferapp.com. — Примеч. авт. >>вернуться в текст

3 Битова А.Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию экспрессивной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития : Метод. рек. М., 1994. >>вернуться в текст



© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 19.11.2017