Анастасия Урбанович, учитель-логопед
Занятия предназначены для подготовительной группы детского сада, возраст детей 6–7 лет.
За основу взяты музыкальные произведения Чайковского П.И. и стихи Есенина С.А., Маршака С.Я., Чёрного С. Выбор не случаен — знакомство с культурой России должно начинаться в раннем детстве. Воспитание и развитие на примерах классических произведений — фундамент для формирования хорошего вкуса и развития общей культуры.
Особенность предлагаемых занятий заключается в их целостности с коррекционной работой логопеда: единстве тем, целей и задач. Развивая музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные, мы выполняем коррекционную работу и по развитию речи: отрабатываем и расширяем словарный запас по выбранной теме, отрабатываем некоторые звуки, формируем понимание эмоционального содержания высказывания.
Каждое занятие рассчитано на 30 минут и включает упражнения на развитие звуковой фантазии, дыхания, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации движений, темпо-ритмической организации, высотного диапазона голоса, чувства ритма.
Несмотря на то что занятия разрабатывались для детей с ОНР, предложенный формат будет интересен и полезен для всех дошкольников.
Сообщение темы урока и постановка задачи. Уточнение знаний по теме «Времена года. Месяцы».
Педагог: Дети, какое наступило время года?
Педагог: Правильно! А какие зимние месяцы вы знаете? Какой первый, второй, третий?
(Дети называют зимние месяцы, уточняют их последовательность.)
Игра на развитие звуковой фантазии
Педагог: Пришла зима. А вы замечали, дети, что у каждого времени года есть своя музыка? Осень — это песни дождей, крики улетающих в тёплые края птиц, шуршание упавших на землю листьев. А какая музыка у зимы?
Дети (с помощью педагога): Хруст шагов по снегу, звон льдинок, песня ветра, завывание вьюги.
(Педагог раздаёт детские музыкальные инструменты и предлагает поэкспериментировать с ними: найти «зимние» звуки.)
Педагог: Кроме сверкающих, звенящих звуков, есть у зимы и другая музыка. Тревожная, грустная.
Упражнения на развитие дыхания
Что тебе надобно, вьюга?
Ты у окна завываешь,
Сердце больное тревожишь,
Грусть и печаль вызываешь.
Дети делают вдох, а на выдохе произносят первую строчку фразы, затем делают второй вдох и произносят вторую строчку:
«Вввввюга ввввоет:
Ввввввввввввввввв».
Педагог:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
Дети делают вдох и на выдохе поют звук [у] по команде педагога верх или вниз. Затем также пропеваются звуки [и], [а].
Педагог:
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло.
А сейчас — гляди, как весело
И белым-бело!
А вот как услышал и записал зимнюю песню великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Давайте послушаем эту чудесную музыку и попробуем под неё исполнить танец снежинок.
(Звучит: П.И. Чайковский «Декабрь» из цикла «Времена года». Дети выполняют упражнение «Снежинки».)
Снежинки. Упражнение на развитие общей моторики и координации движений
Дети танцуют под музыку, легко и плавно, как снежинки. Через какое-то время педагог выключает музыку, дети должны сесть на корточки, обнять руками колени и наклонить головы. Педагог снова включает музыку, и «снежинки» взлетают: сначала выпрямляют колени, потом спину, поднимают голову и снова «летят» под музыку.
Педагог: Замечательный танец у нас получился! Вы были очень похожи на настоящие снежинки. А про снег ещё есть вот такая чудесная песня, которую написали композитор и поэт.
Упражнение на развитие темпо-ритмической организации речи
Разучивание новой песни «Белый снег», муз. Арсеева И., сл. Сурикова И.
Белый снег, белый снег, белый снег пушистый
Белый снег, белый снег в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится
И на землю тихо падает, ложится.
Слова нужно проговорить и прохлопать в ладоши ритмический рисунок песни.
Педагог раздаёт детям детские музыкальные инструменты и предлагает под музыку П.И. Чайковского сыграть «зимнюю» музыку.
Дети играют «вместе» с оркестром «Декабрь» из цикла «Времена года», выделяя сильные доли.
Сообщение темы урока и постановка задачи.
Педагог: Ребята, послушайте стихи замечательного русского поэта Саши Чёрного и отгадайте, про какое время года он написал эти строки:
Снежинки-снежинки,
Седые пушинки
Летят и летят!
И дворик, и сад
Белее сметаны,
Под крышей висят
Прозрачные льдинки...
Дымятся лужайки, кусты и тропинки,
За садом молочные страны
Сквозят.
Дети: Это стихотворение о зиме.
Педагог: Верно! А чем вы любите зимой заниматься?
Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика, строить горку из снега!
Педагог: Замечательно! А давайте сегодня на нашем занятии поиграем! И поможет нам волшебная музыка Петра Ильича Чайковского!
Игра на развитие звуковой фантазии
Педагог: Я предлагаю вам послушать «зимнюю» музыку Чайковского и попробовать изобразить какую-нибудь зимнюю игру! Например: Ваня и Коля будут играть в снежки, Лена и Валя кататься на коньках, кто-то строит горку или лепить снеговика...
(Звучит музыка, дети вместе с педагогом под музыку изображают зимние игры.)
Педагог: А вы знаете, что эту замечательную музыку Пётр Ильич Чайковский назвал «Вальс снежинок»? Много снега выпало. Смотрите, какие снежинки лёгкие, воздушные!
(Педагог раздает детям кусочки ваты.)
Педагог: К вам на ладошки опустились белые снежинки.
Подуй на снежинку. Упражнение на развитие дыхания
На ладошке у ребёнка лежит комочек ваты. Педагог показывает, как правильно нужно дуть на «снежинку», дети повторяют.
Педагог: А ведь мы можем слепить из снега снежки и поиграть!
Снежки. Упражнение на развитие мелкой моторики и высотного диапазона голоса
Дети стоят на расстоянии друг от друга. Сначала делают движения руками, изображая, что они лепят «снежок». Педагог предлагает каждому ребёнку вспомнить «зимнее» слово и бросить «снежок». Бросая, ребёнок произносит «зимнее» слово.
Педагог: Представьте, что слово «летит» за снежком. Давайте попробуем изобразить это голосом.
Упражнение на развитие общей моторики и чувства ритма
(Повторение песни «Белый снег», муз. Арсеева И., сл. Сурикова И.)
Педагог: На прошлом занятии мы разучили с вами песню «Белый снег». Давайте повторим её, но не просто будем произносить слова, а попробуем спеть и станцевать.
Белый снег, белый снег, белый снег пушистый. | (Поднять вверх руки, в такт песне качать ими вправо-влево, медленно опустить вниз.) |
Белый снег, белый снег в воздухе кружится. | (Поднять вверх руки, в такт песне вращать кистями, медленно опустить руки.) |
И на землю тихо падает, ложится. | (Поднять вверх руки, в такт песне качать ими, медленно опустить вниз, совершая легкие колебательные движения пальцами.) |
И на землю тихо падает, ложится. | (Поднять вверх руки, в такт песне качать ими, медленно опустить вниз, совершая легкие колебательные движения пальцами.) |
Белый снег, белый снег в воздухе кружится, | (Дети кружатся под музыку.) |
В воздухе кружится, кружится, кружится. | (Слова произносятся тише, тише. Дети кружатся и на последних словах садятся на колени.) |
Формирование понимания эмоционального содержания высказывания.
(Педагог читает стихотворение С. Чёрного «Волк», звучит: П.И. Чайковский «Вальс снежинок».)
Дети выстраиваются в шеренгу в затылок друг другу. Каждый берёт за плечи впередистоящего. Педагог стоит первым и задаёт направления движения. Когда начинает звучать музыка, дети двигаются вперёд. На словах «Братцы, волк!», музыка замолкает, дети разбегаются и изображают на лицах испуг. После слов «Да это пёс — наш Барбос!», дети смеются и встают опять в шеренгу.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы.
:-(( — 1; :-( —2; :-| — 3; :-) — 4; :-)) — 5