27.03.2020
Вопросам организации образовательного пространства в ДОО педагоги всегда уделяли внимание. С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная
среда (РППС) – это часть образовательной среды (пункт 3.6.3 ФГОС ДО). РППС
включает:
1.
Пространство, которое специально организовано (помещения, участки и т. п.).
2.
Материалы, оборудование и инвентарь, учитывающие особенности возрастных
групп, развития детей, здоровьесбережения.
3.
Образовательные ресурсы, которые можно обновлять, в том числе расходные
материалы, спортивное, оздоровительное оборудование.
Организовать РППС – значит создать
благоприятные условия для развития дошкольников. Условия должны учитывать
возрастные и индивидуальные особенности и склонности детей, развивать
способности и творческий потенциал каждого ребенка. Дошкольник должен
выступать субъектом в процессе игры и другой деятельности.
Критерии выбора компонентов РППС
Основные критерии:
1. Средства
РППС можно соединять в функционально-связанные системы (модули) под
конкретные виды деятельности. Оборудование можно использовать в разных
видах активности.
2. Средства
выполняют разные функции обучения и воспитания. Например, элементы РППС
можно применять для парциальных программ.
3.
Воспитанники, в том числе с ОВЗ, будут иметь свободный доступ
к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
4. РППС
можно менять в зависимости от образовательной ситуации, изменяющихся
интересов и возможностей детей.
5. Элементы
РППС соответствуют санитарным нормам, а также требованиям надежности,
пожарной безопасности, эмоциональной безопасности.
6. РППС
соответствует основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
7. РППС
соответствует материально-техническим и медико-социальным условиям
пребывания детей в детском саду.
Когда коллектив детского сада проектировал
РППС, учитывались: психологические основы взаимодействия участников
образовательного процесса, дизайн и эргономика современной среды, возраст
группы, на которую нацелена среда.